«Удары неизбежны». Пентагон нащупал «слабость» в российской обороне
Пилот ВВС США в кабине истребителя F-22 Raptor.Источник изображения: © Staff Sgt. Peter Thompson
ВВС США подписали контракт на партию бомбардировщиков B-21 Raider
МОСКВА, 31 окт — РИА Новости, Андрей Коц. До конца 2024-го ВВС США планируют подписать контракт с концерном Northrop Grumman на партию стратегических бомбардировщиков B-21 Raider. Ожидается, что они поступят на вооружение уже в 2025-2027 годах. Впрочем, не исключено, что сроки сдвинут — за годы разработки стоимость B-21 значительно выросла. О новом американском самолете — в материале РИА Новости.
До середины века
Перспективный дальний бомбардировщик в США решили разрабатывать в 2014-м. Проект поручили концерну Northrop Grumman, создавшему для Пентагона стелс-ракетоносец предыдущего поколения B-2 Spirit. Собирать первый летный образец для ВВС начали в сентябре 2019-го и впервые представили широкой публике 2 декабря 2022-го на предприятии корпорации в Палмдейле, штат Калифорния. Сейчас на различных стадиях сборки находится около десятка бомбардировщиков.
Новый стратегический бомбардировщик ВВС США B-21 Raider
Источник изображения: © Фото : U.S. Air Force
B-21 «Рейдер» выполнен по аэродинамической схеме «летающее крыло» и внешне похож на своего предшественника B-2. Правда, компактнее: размах крыльев — 45 метров против 52. Подробные тактико- и летно-технические характеристики бомбардировщика не разглашались. Однако известно, что самолет дозвуковой, способен достигать максимальной скорости 0.8 Маха. Машина может взять на борт до девяти тонн вооружения — от высокоточных крылатых ракет JASSM-ER с дальностью до тысячи километров до ядерных бомб B-61 в последних модификациях.
Разработчики B-21 утверждают, что значительно понизили заметность самолета в радиолокационном диапазоне. В частности, сообщалось о неспособности его обнаружения на дальних и средних дистанциях РЛС современной российской зенитно-ракетной системы C-400. Правда это или рекламный лозунг — пока неясно. В истории еще не было примеров военного противостояния бомбардировщиков-«невидимок» и развитой системы ПВО. Впрочем, западные высокоточные ракеты, выполненные по технологии «стелс», российские зенитчики на Украине сбивают регулярно.
Изображение ударного бомбардировщика дальнего действия ВВС США B-21 Raider
Источник изображения: © AP Photo / U.S. Air Force
Кроме того, создатели самолета утверждают, что при его конструировании использовалась архитектура открытых систем, которая в будущем облегчит последующую модернизацию. Машина способна действовать в информационной сети мультидоменного командования и управления Joint All-Domain Command and Control (JADC2) и располагает продвинутым искусственным интеллектом. В дальнейших планах — разработка беспилотного варианта, однако говорить о нем преждевременно. По оценкам Пентагона, B-21 станет основным стратегическим бомбардировщиком в составе ВВС США как минимум до середины текущего столетия.
Слишком дорого
Первоначальные планы ВВС включали приобретение 80-100 самолетов стоимостью 550 миллионов долларов каждый с последующим возможным расширением парка до 175-200 единиц. Эти машины задумывались как более дешевая замена B-2, каждый из которых обошелся американскому бюджету в миллиард долларов. Однако к 2019-му «ценник» подскочил до 670 миллионов, а к настоящему времени вплотную приблизился все к тому же миллиарду.
В августе американский журнал The National Interest сделал вывод: запрос Пентагона на 200 бомбардировщиков такого типа невыполним. Издание отмечает, что B-21 обходятся не так дорого, как разработка совершенно новых технологий, но их стоимость все равно вызывает сомнения в возможности построить достаточное количество этих машин. К тому же, есть вопросы к состоянию технологической базы. По мнению американских экспертов, Пентагон получит в лучшем случае 20-30 самолетов, а этого слишком мало.
Основная роль, которая отводится этим бомбардировщикам, — сдерживание КНР. Задача «Рейдеров» в случае гипотетического конфликта — нанесение ударов вглубь материкового Китая, атака кораблей и военно-морских баз, выведение из строя ключевых объектов инфраструктуры, уничтожение пунктов дислокации войск. Работать предполагается в условиях активного противодействия ПВО. А в случае перерастания конфликта в ядерную плоскость — сброс спецбоеприпасов на стратегические цели. Все это в полной мере относится и к гипотетической войне с Россией.
Двадцати-тридцати «Рейдеров» для третьей мировой войны явно недостаточно даже в нагрузку к имеющимся двадцати B-2, учитывая, что более старые самолеты стратегической авиации уже практически отлетали свое. Так, проведенная в 2021-м проверка авиационной техники показала, что из 62 стратегических бомбардировщиков B-1 Lancer, имеющихся на вооружении, боеспособны только шесть. Машины попросту износились. В-1 выполнили тысячи боевых вылетов, в основном на Ближнем Востоке, в климатических условиях, для которых не приспособлены. В том же году конгресс США распорядился списать 17 наиболее проблемных бортов.
К 2030-му начнут массово списывать и бомбардировщики B-52, стоящие на вооружении с 1955-го. Всего построили 744 машины этого типа, на сегодняшний день в строю 72 единицы. Машины практически выработали свой ресурс, вряд ли на них можно рассчитывать в случае вооруженного конфликта со сверхдержавой. Это, впрочем, касается и российских бомбардировщиков Ту-95, стоящих на вооружении с 1956-го.
Схожие проблемы
Не все в порядке у США и с другими компонентами ядерной триады. А причина все та же — неоправданный рост расходов. Так, в сентябре независимый аудит показал, что ВМС США с трудом сдерживают удорожание проекта стратегической АПЛ класса Columbia. Расходы в шесть раз превысили смету генерального подрядчика и в пять — ВМС. Цена первой АПЛ, заложенной 4 июня 2022-го, уже перевалила за десять миллиардов долларов. «Колумбии» вполне по силам догнать даже рекордный 13-миллиардный атомный авианосец «Джеральд Форд».
Презентация нового стратегического бомбардировщика B-21 Raider
Источник изображения: © AP Photo / Marcio Jose Sanchez
По результатам проверки надзорный орган рекомендовал ВМС поручить генеральному подрядчику General Dynamics Electric Boat пересмотреть расходы, а также определить, эффективно ли распределяются бюджетные средства. Все это, вероятно, серьезно притормозит проект. Передать головную лодку флоту собирались в 2028-м, однако в Счетной палате допускают смещение сроков вправо.
Есть проблемы и с наземной компонентой. В середине июля Пентагон сообщил о затягивании разработки перспективной межконтинентальной баллистической ракеты LGM-34 Sentinel из-за стоимости, значительно превысившей расчетную. МБР планировали поставить на боевое дежурство уже к 2030-му, однако сроки, скорее всего, сдвинут на середину следующего десятилетия. Россия, к слову, свои наземные комплексы стратегического назначения уже обновила и продолжает обновлять.
Источник: vpk.name